Блоги Методика подготовки собак к выборке вещи
Методика подготовки собак к выборке вещи
практических занятий продолжительностью 1,5-2 часа каждое.
В ходе занятия с собакой выполняются упражнения. Разовое вы-
полнение упражнения называется повторением. Каждое упражнение пов-
торяется без перерыва 8-12 раз и составляет, таким образом, один
подход.
За одно занятие выполняется 3-4 подхода. Перерыв между подхо-
дами 15-20 минут.
В занятиях участвуют до 10 помощников, один из которых основ-
ной, а остальные вспомогательные.
Основной помощник - это помощник чью вещь (палочку) ищет по
запаху дрессируемая собака.
Вспомогательные помощники - это помощники чьи вещи (палочки)
лежат вокруг искомой вещи (палочки) основного помощника.
На каждое занятие на роль основного помощника назначается но-
вый человек. Вспомогательные помощники меняются по мере необходи-
мости. Замена основного помощника в ходе занятия недопустима.
Основной помощник, отработавший свое занятие, может быть привлечен
к дрессировке вновь, но в качестве вспомогательного помощника - не
раньше чем через два, а основного - через восемь занятий.
Для выработки у собаки условности на место, вызывающей у жи-
вотного настрой на нужную дрессировщику деятельность, занятия необ-
ходимо всегда проводить в одном и том же месте.
Первоначально в качестве предметов выборки лучше всего исполь-
зовать деревянные палочки диаметром 20-30 мм и длиной 200-250 мм.
Эти палочки должны быть одноразового пользования, ибо в достаточно
пористом веществе - дереве запах может сохранятся продолжительное
время в результате чего собака может встретиться со знакомым ей за-
пахом и отреагировать на него как на искомый при обнюхивании одной
из вспомогательных палочек. Вот почему использование одних и тех же
па лочек в нескольких занятиях недопустимо и является грубейшей
ошибкой дрессировки.
Прекрасным исходным материалом для изготовления палочек может
служить хворост, лес же - идеальное место для проведения занятий по
выборке.
Каждый помощник (основной или вспомогательный) лично заготав-
ливает для себя палочки, которые затем, в течение всего занятия
постоянно держит при себе и никому не позволяет к ним прикасаться.
Управление собакой в ходе занятий осуществляется только уста-
новленными командами и жестами, поводок на все время занятий отсте-
гивается.
В процессе дрессировки применяются раздражители:
- условные: основные - команда "Нюхай" и жест - выбрасывание
прямой правой руки от левого колена в направлении лежащих на земле
предметов; вспомогательные - команды: "Апорт", "Хорошо", "Ко мне",
"Сидеть", "Дай", "Фу;
- безусловные: предметы выборки, лакомство, поглаживание.
Рефлекс вырабатывается на базе поисково-обонятельной реакции.
К приему приступают после выработки у собаки условного рефлекса на
команду "Апорт".
Первый этап дрессировки - подготовительный
Задачи этапа: 1. Научить собаку по команде "Нюхай" активно об-
нюхивать предмет, предложенный ей дрессиров-
щиком.
2. Научить собаку апортировать вещи незнакомого
ей человека (помощника).
Задачи решаются последовательно: сначала первая, затем вторая.
Упражнение 1.
Учебная обстановка. Участок местности с наименьшим количеством
отвлекающих раздражителей. Собака хорошо выгуляна и находится в
состоянии обостренного чувства голода (до кормления). У дрессиров-
щика в кармане (специальной сумке на поясе) мелконарезанное любимое
собакой лакомство (мясо, сыр, сахар, печенье и т.п.).
Практические действия. Дрессировщик сажает собаку у левой но-
ги. Левой рукой обхватывает ее морду так, чтобы собака не могла от-
крыть пасть и подносит к мочке носа животного правую руку с неплот-
но зажатым в ней кусочком лакомства. Подает команду "Нюхай". Как
только собака, почувствовав лакомство, начнет активно втягивать в
себя через нос воздух (принюхиваться) дрессировщик подает команду
"Нюхай", "Хорошо нюхай" и, разжав пальцы, скармливает ей лакомство.
Упражнение повторяется согласно общим требованиям. Через 2-3 таких
занятия дрессировщик начинает предлагать собаке для обнюхивания,
поочередно, то пустую руку, то руку с лакомством. В обоих случаях
за активное обнюхивание руки он поощряет собаку лакомством, коман-
дой "Хорошо" и поглаживанием. Постепенно обнюхивание руки дресси-
ровщика, с зажатым в ней лакомством, из упражнения исключается, а
обнюхивание пустой руки заменяется на обнюхивание палочки помощника
и различных посторонних предметов. Также, постепенно, из упражнения
исключается поощрение - лакомство. В дальнейшем, за активное обню-
хивание предметов собака поощряется только командой "Хорошо" и пог-
лаживанием.
Задачу можно считать решенной, если собака по команде "Нюхай" активно обнюхивает, глубоко втягивая в себя воздух через нос, предложенную ей палочку с запахом незнакомого помощника
Упражнение 2.
Учебная обстановка. Участок местности с наименьшим количеством
отвлекающих раздражителей. Собака хорошо выгуляна. Рядом с дресси-
ровщиком находится помощник с 8-12 палочками из хвороста (размер
см. по тексту выше).
Практические действия. Дрессировщик сажает собаку у левой но-
ги. Помощник становится справа и несколько сзади дрессировщика. В
правой руке у него палочка. Дрессировщик левой рукой зажимает соба-
ке морду, а правой, взяв помощника за запястье правой руки, подво-
дит зажатую в его руке палочку к мочке носа собаки. Подает команду
"Нюхай". После того, как собака обнюхает палочку, дрессировщик от-
пускает руку помощника и имитирует своей правой рукой движение
броска палочки вперед. Помощник подстраивается под движение дресси-
ровщика и действительно бросает вперед находящуюся у него в руке
палочку. Собака видит движение руки дрессировщика, полет и место
падения палочки. Сделав выдержку в 25-30 секунд, дрессировщик пода-
ет команду "Апорт". Собака выполняет команду. Дрессировщик поощряет
ее командой "Хорошо" и поглаживанием. Упражнение повторяется. При
каждом повторении помощник использует новую палочку. Сначала палоч-
ка бросается на открытое место, затем в траву (снег), за складки
местности. Количество подходов и повторений в них регламентируется
общими требованиями. Использованные палочки собираются в специально
отведенное для них место и, по мере накопления, сжигаются.
Задачу можно считать решенной, если собака по команде "Апорт"
активно ищет в траве (снегу, кустах, за складками местности) палоч-
ку помощника с запахом которого ее только что ознакомил дрессиров-
щик, при помощи обоняния безошибочно находит ее и подносит к специ-
алисту.
Второй этап дрессировки - основной
Задача этапа: Научить собаку находить по заданному запаху
искомую палочку основного помощника, находящую-
ся среди 9 палочек вспомогательных помощников.
Упражнение.
Учебная обстановка. Ровный, чистый, безветренный и с наимень-
шим количеством отвлекающих раздражителей участок местности (в
дальнейшем постоянный на весь период дрессировки ). Собака хорошо
выгуляна. Рядом с дрессировщиком находится до 10 помощников с па-
лочками (из расчета 8-12 штук на подход) один из которых основной,
а остальные вспомогательные. ( На первых занятиях участвуют всего 2
помощника, но в дальнейшем их количество постепенно увеличивается.)
Практические действия. Дрессировщик сажает собаку у левой ноги
и 3-4 раза выполняет с ней упражнение N 2 первого этапа дрессиров-
ки. При этом основной помощник бросает свою палочку на 2,5-3,0 мет-
ра вперед и туда, где впоследующем всегда будут лежать палочки (ве-
щи),предлагаемые собаке для выборки.
После выполнения данного упражнения вспомогательный помощник
кладет в то место, куда только что падала палочка основного помощ-
ника, две свои палочки. Основной помощник, в очередной раз, дав со-
баке обнюхать свою "свежую" палочку, бросает ее к двум уже лежащим
на земле палочкам вспомогательного помощника. Затем он подходит к
палочкам и прутиком выравнивает их по одной линии с интервалом в
300-350 мм. Свою палочку он размещает второй или третьей (считая от
собаки). Закончив, помощник уходит в тыл исходного положения соба-
ки.
Дрессировщик подает собаке команду "Нюхай апорт" и жестом нап-
равляет ее к лежащим на земле палочкам. Если собака безошибочно на-
ходит и берет зубами искомую палочку ( а именно так оно, как прави-
ло, и происходит ) дрессировщик, дождавшись полного завершения при-
ема "Апортировка", поощряет ее командой "Хорошо" и поглаживанием.
Если же собака все-таки попытается взять палочку вспомогательного
помощника дрессировщик тут же подает команду "Фу", а затем - "Нюхай
апорт". Упражнение повторяется. При повторении все палочки, побы-
вавшие в пасти собаки, с места выборки изымаются. На их место кла-
дутся новые.
Постепенно количество палочек единственного вспомогательного
помощника, лежащих перед собакой на выборке, доводится до десяти.
По мере того, как у собаки выработается динамический стерео-
тип: движение к лежащим на земле палочкам, обнюхивание их, нахожде-
ние по запаху искомой и поднос ее к дрессировщику, броски палочки
основного помощника в сторону места выборки прекращаются, а команда
"Нюхай апорт" заменяется на просто "Нюхай".
Занятия с привлечением всего двух помощников (основного и
вспомогательного) проводятся до тех пор, пока у собаки не выработа-
ется стойкий условный рефлекс поиска по запаху искомой полочки
основного помощника путем аккуратного обнюхивания палочек, лежащих
на земле.
Постепенно количество вспомогательных помощников увеличива-
ется. Делается это так. Общее количество палочек, предлагаемых со-
баке на выборке, вновь доводится до трех. Но теперь на них не два,
как раньше, а три индивидуальных запаха помощников: один - основно-
го (на искомой палочке) и два - вспомогательных (по одному на каж-
дой из палочек). Через некоторое время к занятиям подключается тре-
тий вспомогательный помощник со своей палочкой, потом четвертый,
пятый и т.д. до девятого.
Независимо от того, на каком этапе находится процесс дресси-
ровки каждое занятие всегда должно начинаться с 3-4 разового повто-
рения упражнения N 2 первого этапа дрессировки.
Использованные палочки всегда должны выбрасываться в одно и
тоже место. Это исключит возможность их повторного использования.
По мере накопления палочки сжигаются.
Задачу можно считать решенной, если собака, не отвлекаясь,
быстро и безошибочно находит по запаху среди десяти лежащих на зем-
ле палочек искомую палочку основного помощника, осторожно берет ее
зубами и подносит к дрессировщику.
Третий этап дрессировки - заключительный
Задача этапа: Довести условный рефлекс " выборка вещи " до
навыка
Упражнение.
Учебная обстановка. Участок местности на котором постоянно
проводятся занятия по выборке. Собака хорошо выгуляна. Рядом с
дрессировщиком находится до 10 помощников с различными предметами
(вещами), пригодными для апортирования и имеющими запах только того
в чьих руках они находятся (расчет: 8-12 вещей на подход). Один из
помощников основной, а остальные - вспомогательные.
Практические действия. Дрессировщик сажает собаку у левой ноги
и 3-4 раза выполняет с ней упражнение N 2 первого этапа дрессиров-
ки. При этом основной помощник бросает вперед не палочку, как это
было раньше, а один из имеющихся у него предметов (вещь). На каждый
бросок - новая вещь.
После выполнения данного подготовительного упражнения основной
и два вспомогательных помощников кладут на место выборки по одной
своей вещи, раскладывая их на земле также, как и палочки: на одной
линии с интервалом в 300 - 350 мм друг от друга. Искомая вещь кла-
дется второй или третьей (считая от собаки).
Дрессировщик, в очередной раз, дав собаке обнюхать вещь основ-
ного помощника или его руку, подает животному команду "Нюхай" и
жестом направляет его к лежащим на земле предметам. Если собака бе-
зошибочно находит искомую вещь и, взяв ее в пасть, подносит к
дрессировщику (а именно так, как правило, оно и происходит) послед-
ний поощряет ее командой "Хорошо" и поглаживанием. Если же собака
все-таки попытается взять вещь вспомогательного помощника, дресси-
ровщик тут же подает ей команду "Фу", а затем - "Нюхай". Упражнение
повторяется. При повторении все вещи, побывавшие в пасти собаки, с
места выборки изымаются. На их место кладутся новые. При каждом
повторении вещь основного помощника кладется на новое место.
Постепенно количество вещей вспомогательных помощников на
месте выборки увеличивается до девяти. При этом каждый помощник
кладет на землю только одну из своих вещей.
По мере того, как занимаясь выборкой из 10 предметов, в
действиях собаки появится четкость и безотказность, а количество
ошибок животного, как минимум в последних пяти занятиях, будет све-
дено к нолю в систему занятий вносятся изменения. Теперь в каждом
третьем занятие упражнение N 2 первого этапа дрессировки, заменя-
ется на просто трехразовое обнюхивание вещи или руки основного по-
мощника. Делается это так. Дрессировщик берет помощника, как и
прежде, за запястье правой руки и дает собаке обнюхать его ладонь
или зажатую в его руке вещь. Затем он делает паузу в 35-40 секунд и
вновь повторяет обнюхивание. Обнюхивание с указанной паузой повто-
ряется трижды. После третьего обнюхивания собака сразу же посыла-
ется на выборку.
Добившись стабильных результатов в работе собаки на одном и
том же месте, дрессировщик начинает планировать и проводить трени-
ровки в самых различных участках местности, в том числе и с наличи-
ем на них отвлекающих раздражителей. Теперь собака пускается на вы-
борку не только вдоль линии на которой лежат вещи, но и поперек ее.
Порядок раскладки вещей также периодически меняется. Вещи расклады-
ваются то в линию, то беспорядочно в квадрате площадью 100х100см.
Задачу можно считать решенной, если собака в любых приемлемых
для работы условиях четко и безошибочно находит по запаху среди
десяти предложенных ей предметов искомую вещь основного помощника,
аккуратно берет ее зубами и подносит к дрессировщику, в метре перед
последним садится, удерживая вещь в пасти до команды "Дай". При
этом первоначальное знакомство собаки с искомым запахом осуществля-
ется только путем обнюхивания ею руки или вещи основного помощника.
Основные (ключевые) требования данной методики:
1. Специальное приучение собаки к обнюхиванию предлагае-
мой дрессировщиком вещи.
2. С первых же занятий работа с запахом помощника (отказ
от работы с запахом хозяина).
3. Наличие в течение всего занятия только одного, несмен-
ного, основного помощника.
4. 8-12-разовое повторение каждого упражнения в каждом
подходе.
5. Обязательная апортировка палочки (вещи) основного по-
мощника в начале каждого занятия.
6. Наличие постоянного места для занятий.
7. Одноразовое использование палочек в занятиях.
8. Трехразовое обнюхивание руки (вещи) основного помощни-
ка, если в начале занятия упражнение "апортировка" не
проводится.
15 лет назад Комментарии 0
Теги: Дрессировка
Ваше отношение к вакцинации
Метки
Щенок Ужас Стихи Соревнования Сообразительность Собаки и Человек Реклама Прогулка Прикол Породы Поведение Питбуль Питание Образование Моя собака Миниатюрные Клички Игра Здоровье Дружба Дрессировка Выставка Болезни собак Беременность
ТОП10 Блоггеров
-
Риммончик Пилипенко [Ov4arka] 23 года, 10 месяцев, Житомир
-
[Leno4kaGorba4ova] 38 лет, 1 месяц, Харьков
-
Румен [bigstafold] 41 год, 11 месяцев, Москва
-
Аня [Sakura9] 25 лет, 11 месяцев, Санкт-Петербург
-
Мария Чермянина [manery] 37 лет, 2 месяца, Ставрополь
-
САША [kras147k126] 31 год, 11 месяцев, Красноярск
-
нескажу нескажу [Vlad_ladrador] 35 лет, 3 месяца, Уфа
-
Радмила [RADMILOCHKA] 26 лет, 7 месяцев, Курск
-
Любовь Буданова [pitovo4ka] 37 лет, 1 месяц, Калуга
-
Анастасия Юдина [Stasy9411] 30 лет, 10 месяцев, Ильичевск
В он-лайн(0):